История мишки Тедди

На этой странице сайта приведены основные даты и этапы появления и развития культуры плюшевых медведей с подвижными головой и лапами, таких мишек называют медведями Тедди. Здесь можно узнать, кто сшил первого такого мишку, почему мишка так назван, как появились авторские медведи.

1902 год, Германия

 

Первый медведь с подвижными головой и лапами был разработан в Германии, в городе Гинген, на фабрике игрушек "Штайфф" ("Steiff") племянником знаменитой Маргарет Штайфф, основоположницы этой компании. Племянника Маргарет звали Ричард Штайфф, по образованию он был художником.

 

Ричард часто посещал цирк и зоопарк, делал зарисовки животных с натуры. Эти зарисовки легли в основу многих игрушек фабрики "Штайфф", в том числе, мишки с подвижными головой и лапами.

"Штайфф" выпускала игрушечных медведей и раньше, но они были совсем другими: медведь стоял на четырех лапах, а внизу у него были колесики, мишку можно было катать за собой на веревочке, или ездить на нем верхом. Маргарет разработала выкройку принципиально другого мишки, похожего по строению на куклу, а Ричард придумал подвижные крепления головы и лап. Теперь с мишкой можно было играть интереснее - обнимать его, кормить, одевать, укладывать спать. Очень быстро такие медведи стали популярными и любимыми.

 

Прочитать об истории фирмы "Штайфф" и о том, как был изобретен первый медведь PB55, как он стал популярным в Европе и в Америке, можно на отдельной странице сайта.

1902 год, США

 

Существует также и вторая версия появления на свет мишки Тедди, это американская версия. Согласно ей, первого медведя сшила Роуз Мичтом, супруга Мориса Мичтома, владельца небольшого игрушечного магазина в Нью-Йорке. По этой легенде, Морис увидел в газете "Вашингтон Пост" от 16 ноября 1902 года карикатуру, на которой действующий на тот момент президент США Теодор Рузвельт отказывается стрелять в медведя, привязанного к дереву (реальный случай на охоте в штате Миссисипи). Морис принес газету домой, а его жена сшила похожего мишку, которого выставили в витрине магазина. Мишкой сразу заинтересовались покупатели, а Морис написал Теодору Рузвельту письмо с просьбой разрешить назвать медвежонка его именем.

 

Дальнейшие исследования этой версии показали, что реальные доказательства ее отсутствуют, письменные подтверждения не найдены. Но есть сведения, что Ричард Штайфф на ярмарке в Лейпциге в марте 1903 года продал партию мишек нового образца в количестве 3000 штук американскому торговому агенту, после чего мишки стали популярными в Америке.

 

Нужно отметить, что Морис Мичтом основал в 1903 году компанию "Идеал Той Компани", которая проработала до 1982 года. В Америке научились шить качественных красивых медведей, которые могли составить конкуренцию немецким мишкам.

1902 - 1913 годы, Европа и США

 

Это период медвежьего культа. Мишки стали очень популярными как среди детей, так и у взрослых по обе стороны Атлантики. Мишек дарили малышам и подросткам, взрослые брали своих медведей на светские рауты, их преподносили возлюбленным. Есть сведения, что даже Теодор Рузвельт задействовал мишку Тедди в своей избирательной компании и был переизбран на второй президентский срок.

 

Компания "Штайфф" в 1904 году ввела особый товарный знак для своей продукции, и в частности мишек, Франц Штайфф изобрел металлическую кнопку, которая крепилась в ухе медведя. Так фирма защищалась от многочисленных подделок, так как медведей начали шить небольшие семейные мануфактуры.

 

В 1908 году к производству медведей подключилась Англия, мишек там шили небольшие мануфактуры. Далее именно в этой стране о мишках писали книги и слагали стихи, как о предмете особого почитания, этот феномен связан с особым менталитетом англичан, с их суровым пуританским воспитанием.

 

К началу Первой мировой войны производство медведей достигло большого размаха, мишек шили на фабриках и в артелях. Передовые производители часто экспериментировали с формой и цветом, так "Штайфф" выпустила разноцветных медведей, но они стали более популярными позже, в "эпоху джаза".

1914 - 1918 годы, Европа

 

Первая мировая война. В этот период производство мишек в Европе практически прекратилось, производства были перепрофилированы для военных нужд. Однако, мишки к этому времени стали настолько популярными, что их делали талисманами для солдат, отправлявшихся на фронт.

 

Миниатюрных мишек шили по упрощенной технологии с экономией материала, солдаты носили таких мишек в карманах и рюкзаках, как добрый знак и память о доме. В наше время такие оригинальные медведи уже редкость и очень ценятся коллекционерами, их называют солдатскими мишками.

1920-е годы, Европа и США

 

После окончания Первой мировой войны наступило время расцвета мишек Тедди в Америке и Западной Европе. В 1924 году свой первый мультфильм о плюшевом мишке снял Уолт Дисней. В 1926 году Алан Александр Милн издал книгу о плюшевом мишке "Вини-Пух и все, все, все".

 

В конце 1920-х годов в моду вошли разноцветные мишки, их шили из искусственного плюша всевозможных цветов, а самые дорогие экземпляры - из шелкового бархата. Таких медведей называют мишками "эпохи джаза", подчеркивая тем самым беззаботный дух тех лет, когда люди старались отдохнуть и развеяться после тягот войны.

1920-е годы, Россия

 

Именно в это время началась история русского мишки, сшитого по технологии Тедди, и этот процесс связан с именем Николая Дмитриевича Бартрама, известного художника и мецената, основавшего Музей игрушки в Москве. На курсах художников-кукольников, открывшихся при музее, разрабатывались первые выкройки российских мишек, у истоков таких разработок стояла Анастасия Николаевна Изергина, дочь Н.Д. Бартрама. Подробнее об истории русского мишки можно прочитать на отдельной странице сайта.

1930 - 1950-е годы, Европа и США

 

В 1929 году в США началась Великая депрессия - экономический кризис, охвативший также Канаду, Великобританию, Германию, Францию и отразившийся на других странах. Кризис длился 10 лет и существенно подорвал экономическое развитие государств и благосостояние людей. В таких условиях производство медведей отодвинулось на дальний план, решались другие первостепенные задачи. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, пошив мишек почти прекратился, игрушечные производства были перепрофилированы.

 

Однако, некоторые небольшие мануфактуры продолжали шить мишек и в трудные времена. Так, есть сведения, что в 1930-х годах в США производили необычных электрических медведей со светящимися глазами, внутри у таких мишек была электросхема с источником питания. Во Франции в это время работала фирма FADAP, шившая очень характерных мишек.

 

Также, в 1931 году вышел первый каталог игрушек английской компании "Мерритот" ("Merrythought"), в котором были представлены три плюшевых мишки. Компания успешно развивалась, шила мишек отличного качества, она работает и наши дни.

1960-е годы, Англия и США

 

Возрождение мишки Тедди. Образ медвежонка в то время популяризировал английский актер Петер Булл. Он с детства питал любовь к плюшевым мишкам, но рассказать о ней решился только в зрелом возрасте. В середине 1960-х годов Петер дал объявление в английских газетах, в котором попросил присылать ему интересные истории о плюшевых медведях, в результате он получил множество писем с рассказами и фотографиями.

 

На основе этих писем Петер написал книгу о феномене плюшевого медведя, которую издал в 1969 году в Англии, а в 1970 году переиздал в США, книга называлась "Медведь со мной". Петер Булл стал очень популярен, его приглашали на радио и в телешоу в Англии и в Америке. Создались идеальные условия для возрождения культуры мишек: взрослые достали своих любимцев из шкафов и с чердаков, отведя им лучшие места в гостиных и спальнях. Вскоре появятся авторские медведи, а компания "Штайфф" выпустит своего первого мишку-репликанта для коллекционеров.

 

В 1969 году в Швейцарии при содействии Петера Булла была создана благотворительная организация "Добрые медведи для мира" (GBW), организаторами ее являлись также полковник Роберт Хендерсон и радиоведущий Джеймс Теодор Оунби. Цель организации состояла в сборе медведей для детских учреждений, больниц и домов престарелых. Этот фонд существует и в наше время, он имеет представительства в нескольких странах.

1970 - 1980-е годы, США и Европа

 

В Америке были изготовлены первые авторские медведи. Начало движению задала американская художница Беверли Порт. На одной из крупных кукольных выставок в 1974 году она представила мишку Theodore B. Bear, сшитого по своей авторской выкройке. Мишку держала за лапу большая кукла, этот экспонат сразу стал популярным.

 

Через год Беверли сшила уже целую коллекцию авторских мишек, которую презентовала в Объединенной Федерации Кукольных Клубов. Она же ввела в оборот понятие "тедди-мастер". Мода на авторских мишек быстро распространилась и в США и в Западной Европе, авторы выставляли и продавали медведей на специализированных ярмарках, выставках, фестивалях, аукционах, которые стали необыкновенно популярными.

 

Также 1970-е годы отличаются большим количеством мероприятий, посвященных медведям Тедди, это были пикники и митинги, куда каждый мог придти со своим мишкой. Часто на таких собраниях устраивали соревнования мишек, вернее их владельцев, в категориях: самый большой медведь, самый маленький медведь, самый красивый костюмированный медведь, самый отреставрированный медведь и тому подобное. В то время существовали даже ателье по пошиву одежды для мишек и медвежьи "лечебницы", где мишку можно было отреставрировать.

 

На мероприятиях собирали мишек для благотворительности и обменивались медведями. Самый большой фестиваль мишек прошел в мае 1979 года в Англии, в поместье маркиза Бата, в этом фестивале участвовали 10000 человек и были собраны для благотворительности около 50000 мишек.

 

В 1980 году фирма "Штайфф" открыла свой музей, в котором значительную часть эспозиции составляли мишки, а также выпустила свою первую ограниченную партию коллекционных медведей-репликантов (точные копии мишек, сшитых ранее). В 1984 году открылся музей медведей в графстве Хемпшир в Англии.

1990-е годы - наши дни

 

Дальнейшее развитие истории мишек происходит уже на наших глазах. Мишки остаются любимыми и желанными и в наше время, их продолжают шить как фирмы, так и авторы-художники. Выставки мишек регулярно проходят во многих странах, работают клубы по интересам, проводятся курсы и мастер-классы пошива мишек, лекции и семинары, пишутся книги.

 

Из фирм-производителей сейчас наиболее активно работают "Штайфф" ("Steiff") в Германии и "Мерритот" ("Merrythought") в Англии, это две старейшие компании, которые продолжают держать высокую марку качества.

 

Музеи мишек продолжают работать во многих странах. Наиболее известен в настоящее время музей-магазин мишек Яна Поута в Англии, в городе Уитни, он развивается с 1985 года, там можно найти современных мишек любой фирмы и реплики старинных медведей.

 

Всемирный День Плюшевого Мишки отмечается 27 октября. Этот праздник был учрежден в 2002 году в честь 100-летия появления первого мишки Тедди. За дату праздника принят день рождения 26-го президента США Теодора Рузвельта (родился 27 октября 1858 года), ведь именно в честь Рузвельта медведь получил имя Тедди.