История мишки в России

На этой странице сайта можно узнать информацию об этапах развития игрушечного дела в России, о начале пошива мягких игрушек, прочитать об особенностях изготовления российских медведей. Приведена краткая история Музея игрушки в Москве, основанного Н.Д. Бартрамом, и фрагмент фильма "Приключения Болвашки" о музее (1927 год). Здесь можно бесплатно скачать книгу А.Н. Изергиной "Изготовление игрушек из ткани" (1947 года), ближе к концу страницы можно прочитать отрывки из ее книги "Воспоминания о художнике". А в конце страницы приведен обзор книги А.А. Геннерт, первой преподавательницы пошива мягкой игрушки в России и учительницы А.Н. Изергиной, книга называется "Игрушки из ткани" (1926 год), там же можно прочитать отрывок из книги про материалы, из которых шили игрушки в то время.

Основные этапы развития игрушечного дела в России

 

До 1920-х годов мягкие набивные игрушки в России не были распространены. Но в народной игрушке образ медведя присутствовал: медведей вырезали из дерева, лепили или отливали из глины (Гжель, Дымковская, Богородская игрушка). Медведей с подвижными головой и лапами в Россию завозили из-за границы, или выписывали по почте представители богатых семей.

 

1920-е годы: начинается работа по становлению технологии пошива мягких игрушек, велась она на базе Московского техникума кустарной промышленности при ВСНХ, мастерские которого находились в помещениях Московском Музее игрушки, организованного Н.Д. Бартрамом.

1930-е годы: решение о необходимости массового производства игрушек принято на уровне правительства СССР с целью идеологизации подрастающего поколения. Задание на разработку идеологии и технологии производства игрушек получил Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). Этот период характеризуется также развитием артелей - небольших производств игрушки, в которых применялся, в основном, ручной труд.

 

1940-е годы: спад производства игрушек, в связи с Великой Отечественной войной и восстановлением народного хозяйства.

 

В 1950-х годах игрушечное дело возрождалось, это был подъем, связанный с выходом из кризиса военного и послевоенного времени. Появились новые интересные авторы и художники в создании игрушек, разрабатывались новые технологии производства.

 

1960-80-е годы: производство игрушек стало фабричным и плановым, набрало размах. В это время отмечается концентрация игрушечного производства на отдельных фабриках, иногда игрушечное производство было дополнительным к основному, например, на фабрике по производству изделий из резины могли в смежных цехах делать резиновые игрушки.

 

В 1980-х годах отмечался некоторый застой в игрушечном деле: образы игрушек стали менее выразительными, шаблонными, не было ярких авторов и новых идей.

 

С 1990-х годов, в период Перестройки, производство игрушек в стране резко сократилось, игрушки стали ввозить из-за рубежа, выбирая наиболее дешевые, от чего страдало их качество. Из оставшегося производства ушла социалистическая идеологическая составляющая игрушек.

 

Далее на этой странице можно узнать подробности из истории российского плюшевого мишки.

Первых игровых медведей с подвижными головой и лапами в России начали шить в начале 1920-х годов (первый такой мишка появился в Германии в 1902 году). У истоков их появления в России стояли Анна Алексеевна Геннерт и Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама - историка, искусствоведа, мецената, основателя первого Музея игрушки в Москве (музей открылся в октябре 1918 года).

 

Из книги А.Н. Изергиной, воспоминания относятся к 1910-м годам: "Производства так называемой мягкой игрушки в России не было. В Хотькове, в женском монастыре, делали байковых, набитых соломой медведей. По преданию, для обучения монахинь этому производству Петр I привез из Голландии двух голландок. До революции в магазинах торговали мягкой игрушкой, главным образом, германского производства".

Далее из воспоминаний первой половины 1920-х годов: "В 1920 году отец был назначен деканом факультета научных пособий и художественной игрушки Московского техникума кустарной промышленности при ВСНХ. Весь подвальный этаж Музея был отведен под мастерские техникума. Началась большая организационная работа. Никогда еще не велось преподавание по изготовлению игрушек, а первым быть всегда трудно. Надо было подобрать кадры преподавателей, составить программу обучения, оборудовать мастерские инструментами и сырьем. Со всей своей энергией отец отдался этой работе.

 

В программу занятий он ввел семь предметов: историю игрушки, скульптуру, формовку игрушки из папье-маше, роспись, резную игрушку, игрушки из ткани: зверей и кукол. Труднее было с обучением производству игрушек из ткани. Методы конструирования выкроек и создания объемной формы игрушки не были разработаны".

 

Занятия по изготовлению игрушек из ткани в техникуме вела Анна Алексеевна Геннерт, вот как об этом вспоминает А.Н. Изергина: "Свои занятия по игрушке из ткани А. Геннерт вела по выкройкам, снятым ею с зарубежных игрушек. Умение создавать образцы из ткани и конструировать для них выкройки пришло позднее. По настоянию отца я поступила в техникум и окончила его по отделению мягкой игрушки. Вскоре, неожиданно для меня, мне предложили вести занятия вместо заболевшей А. Геннерт".

 

Здесь нужно отметить, что Анна Алексеевна Геннерт не только преподавала в техникуме, она также написала книгу о пошиве игрушек из ткани, возможно, это была первая книга по такой тематике в России. Книга вышла в свет 1926 году под редакцией Н.Д. Бартрама, была отпечатана в Москве, подробнее об этой книге смотрите в конце этой страницы.

 

И еще из воспоминаний А.Н. Изергиной о том времени, о работе и обучении в техникуме при Музее игрушки: "Радостно было приходить на работу. На столах стояли слоны, верблюды, ослы и птицы, уже не копии штейфовских, а наши, свои собственные. Все горячо переживали появление новых образцов игрушек. Для всех это были первые творческие радости. Приходил отец, усаживался около образцов, брал игрушку в руки. Все вдруг замолкали: что-то скажет? Потом начиналось ее обсуждение, с нарастающим шумом".

Мягкие игрушки, в том числе мишки, в 1920-х годах изготавливались в небольших артелях, и только с начала 1930-х годов производство стало массовым, фабричным. Качество артельных мишек было невысоким, часто их шили из отходов других производств, использовали простые материалы - фланель, байку. Набивали мишек ватой, которая быстро комковалась, и медведь терял форму, либо опилками, которые со временем высыпались через прорехи в материале. Крепления лап мишек часто были веревочными, а голова пришивалась к туловищу. В целом, сшитые по такой технологии медведи сильно уступали по качеству зарубежным аналогам.

 

Из воспоминаний А.Н. Изергиной: "К концу 1920-х годов положение с игрушкой продолжало быть очень тяжелым. К этому времени в Москве существовало несколько игрушечных производств, все они находились в различных системах, не имеющих единого планирования и руководства; техническое оборудование было очень примитивно; плановое снабжение сырьем отсутствовало; в штатных расписаниях производств должности художника не было, ассортимент игрушки был очень ограничен и качество ее низкое".

 

А.Н. Изергина всю свою жизнь посвятила изучению технологии изготовления игрушек из ткани, писала книги и преподавала. С самого начала работы Музея игрушки в Москве, с 1918 года, Анастасия Николаевна помогала отцу, затем училась на курсах при музее, а после переезда музея в Сергиев Посад, в 1931 году, начала вести обучение для молодых мастеров там. Первая ее книга о пошиве мягких игрушек вышла в свет в 1937 году, затем были издания 1944 и 1947 годов. На фото ниже обложка одной из книг Анастасии Николаевны, написанной в соавторстве с сестрой, и мишка, сшитый по ее выкройке.

Сегодня вы имеете возможность скачать здесь, на сайте, книгу А.Н. Изергиной "Игрушки из ткани" 1947 года издания. Мне посчастливилось найти эту книгу в открытом доступе в Оренбургской областной научной библиотеке имени Н.К. Крупской (проект "Электронная книга"). Книга была отсканирована и предложена к изучению всем, кто интересуется историей пошива игрушек.

 

В книге рассмотрены способы изготовления выкроек. Приведены выкройки разных игрушек от простейших до сложных, по каждой выкройке даны краткие комментарии по работе. Есть рекомендации по оформлению мордочек с помощью утяжек. В конце книги помещены выкройки зверей в костюмах и выкройки кукол.

 

В книге 41 страница, на странице 17 есть выкройка мишки того времени. Выкройку мишки (на фото выше), адаптированную для пошива из 1/8 мохера, можно бесплатно скачать на странице Выкройки мишек.

В истории русского игрового мишки заметную роль сыграла также Софья Константиновна Россинская.

 

Софья Константиновна окончила в 1929 году курсы по изготовлению мягкой игрушки в мастерской при Музее игрушки Н.Д. Бартрама, затем работала в артели "Художественная игрушка". В ее понимании настоящая игрушка, создаваемая для ребенка, должна привлекать его внимание и побуждать к ролевым играм, должна быть довольно простой по внешнему виду и мягкой, приятной. Поэтому Софья Константиновна критиковала "глянцевых" медведей, сшитых из дорогого плюша необычных цветов, жестких на ощупь, статичных.

 

Вот отрывок из статьи внука С.К. Россинской: "В шкафу-витрине Комитета по игрушке величественно сидит лимонно-желтый "импортный" медведь. Он великолепен своей величиной, плюшевой шкурой, статуарностью. Все, видевшие этого медведя, восхищались прежде всего качеством и цветом плюша, а не игрушкой; материал довлеет в данном случае над спецификой свойств игрушки, отодвигая их далеко назад. Да этот импортный медведь и не игрушка в настоящем значении этого слова, это скорее большая приятная на вид и ощупь безделушка, вступающая в моду за границей в качестве украшения гостиной или будуара. Он слишком реалистичен, холоден, статичен, не эмоционален и пышно наряден для того, чтобы возбуждать к себе у ребенка что-либо другое, кроме восхищения и любования. Сюжетной игры с ним наши ребята не завели бы. Тов. Россинская не согласна ни с продукцией своей фабрики, ни с автором лимонного медведя".

Софья Константиновна Россинская разрабатывала свои образы и модели игрушек исходя именно из игрового принципа. До производства идея игрушки тщательно обдумывалась, вынашивалась автором, затем отшивался пробный образец, и происходила его шлифовка, доработка. В разработках Софьи Константиновны появились медведи с выкройками головы, состоящей из четырех частей, вместо двух боковин и клина, как это было в классической выкройке. Голова мишки приобрела форму шара, что придало медведю примитивность, красочность, комизм и веселость, сделав его очень игровым. Кроме новых моделей шарнирных мишек, Софьей Константиновной была разработана модель мишки-муфты, функционального и мягкого.

 

Выкройку мишки (на фото выше), адаптированную для пошива из 1/8 мохера, можно бесплатно скачать на странице Выкройки мишек.

Этот небольшой мишка 21 см. ростом сшит по выкройке мишек 1950-70-х годов, СССР. Выкройку мишки пересняла с оригинального медведя мастер-теддист Виктория Макарова. В основе выкройки этого мишки лежит выкройка, разработанная С.К. Россинской: голова в форме шара состоит из четырех частей, те же пропорции медведя. Отличие только в том, что в выкройку деталей головы и нижних лап мишки добавлены вытачки, немного удлинен нос. По пошиву такого мишки на нашем сайте есть бесплатный мастер-класс, его можно найти на странице Мастер-классы.

Особенности изготовления российских мишек

 

Так как наш сайт посвящен не только истории мишек, но и практическому их пошиву, рассмотрим более подробно, из каких материалов и по какой технологии изготавливались российские медведи.

 

Выкройки мишек

 

При рассмотрении выкроек российских мишек (1920-1960-х годов) в первую очередь нужно обратить внимание на строение головы мишки. Выкройки голов медведей были в двух вариантах. В первом варианте голова медведя состояла из трех частей: двух боковин и клина, это классическая выкройка, разработанная еще компанией "Штайфф" в 1902 году. Выкройку такого мишки можно увидеть в книге А.Н. Изергиной, приведенной выше на этой странице. Во втором варианте голова мишки состояла из четырех частей и напоминала форму шара, это выкройка, разработанная С.К. Россинской в 1930-х годах. В дальнейшем чаще мишек шили по второму варианту выкройки, так как она более экономична в массовом производстве.

Головы медведей, сшитые по выкройкам, нужно было набивать, а это требовало дополнительных затрат на набивочные материалы и времени на набивку. В целях экономии, особенно при переходе на массовое производство игрушек, головы мишек стали штамповать из пластика, папье-маше или мастики. Такие отштампованные болванки голов затем обтягивали и обклеивали сшитыми заготовками из плюша. У таких мишек можно часто увидеть открытый рот и вклеенный матерчатый язык.

Головы таких медведей были подвижными за счет контактного диска, обтянутого материалом, из которого сшит медведь, диск крепился к голове мишки снаружи и соединялся с туловищем. Такая технология изготовления медведей была только в СССР.

 

В целом, в технологию пошива мишек закладывалась простота в исполнении и экономичность. Игрушки в целом рассматривались как недолговечные предметы, и при их производстве стремились максимально снизить затраты. Так, например, в целях экономии нижние лапы небольших мишек часто шили без вшивания подошв, а объем лапе внизу придавали с помощью двух вытачек в области мыска. На больших мишках применялась другая технология: подошвы медведя дублировались картоном для прочности и вшивались в лапу.

 

Материалы для мишек

 

В качестве материалов для изготовления медведей использовали относительно недорогие ткани: шерстяной или вискозный плюш на хлопчатобумажной основе, фланель, вельвет, байку. Дорогие ткани, такие как мохер, из которого традиционно шили медведей в Европе и в США, в СССР не использовались.

 

В целях экономии, особенно в начале производства мягких игрушек, в 1920-х годах, игрушки шили из материалов, оставшихся от других производств. Артели закупали такие остатки за бесценок, часто оптом, не зависимо от их фактуры и расцветки, что отрицательно сказывалось на качестве и эстетике игрушек, в том числе мишек.

Иногда мишек изготавливали из комбинированных материалов: голову и верхние лапы шили из основного более дорогого материала, например, из плюша, а туловище и нижние лапы маскировали под одежду – комбинезон или платье, которые выполнялись из более дешевых тканей: одежда становилась частью медведя. Стопы таких мишек часто шили из байки. Такой пошив был более дешевым, экономили не только на материалах, но и на набивке: туловище и нижние лапы мишки набивали ватой, а голову и верхние лапы – опилками.

Однако, даже при такой экономной политике в подборе материалов, мишки мануфактуры "Художественная игрушка" (1930-е годы) были довольно дорогими. Вот отрывок из статьи о С.К. Россинской, написанной ее внуком: "Родители и детские организации, желавшие приобрести того или другого медведя-новинку, ошеломленно качали головами: 36 и 50 рублей — цена, доступная не каждому. Многих это обстоятельство заставляло поскорее уводить от прилавка или витрины разочарованных детей. Продавцы же, не желая терять покупателя, выставляли в такой критический момент на прилавок нашего старого знакомца — вельветового мишку, стоящего 6 рублей 50 копеек. И часто взрослые, минуту назад скептически рассматривавшие его и, сравнивая его с плюшевым, делавшие замечания не в его пользу, меняли свое мнение перед таким непреложным доводом: 36 или даже 50 рублей и 6 рублей 50 копеек — дистанция огромного размера! В результате ребенок часто бывал вынужден согласиться на вредный компромисс".

 

Крепления мишек

 

Как мы видим из воспоминаний А.Н. Изергиной, уже с 1920-х годов в России были известны дисковые крепления. При этом, на диски крепились, как правило, лапы медведей, голова мишек чаще пришивалась к туловищу и была неподвижной. Делались диски из фанеры. Но дисковые крепления отличались от современных: шплинты и болты не использовались, диски крепились на проволоку толщиной 1-2 мм. в зависимости от размера медведя. Такие крепления назывались шарнирными, и были они двух видов.

Первый вариант - двойное внутреннее шарнирное крепление, которое было очень похоже на современное шплинтовое. Технология такова: в лапы вставлялись диски с закрепленной в них проволокой, лапы набивались; затем в туловище мишки делались небольшие отверстия для вставки лап, вставлялись лапы; на проволоку, оказавшуюся внутри туловища, одевались парные диски креплений, проволока закручивалась. После этого туловище набивалось. Если хотели сделать подвижной и голову, аналогичное крепление применялось и для головы.

Во втором варианте крепление называлось сквозным шарнирным. При таком креплении диски вставляли только в лапы мишки, голова пришивалась к туловищу неподвижно, в самом туловище дисков тоже не было. Последовательность сборки мишки была такой. Сначала набивали голову мишки и туловище, голову пришивали к туловищу. Затем лапы крепили попарно - верхнюю и нижнюю пары. В лапы вставлялись диски с закрепленной в них проволокой, лапы набивались. Проволоку от одной лапы, например, верхней, протаскивали сквозь набитое туловище в месте крепления лапы и выводили напротив, в месте крепления парной верхней лапы; парную лапу закрепляли на проволоке, делая скрутку проволок. Аналогично крепилась вторая, нижняя, пара лап.

 

Для небольших мишек использовали веревочные крепления, без дисков. Лапы мишек набивались без вставки в них дисков, набивалось туловище, затем веревку пропускали из одного плеча мишки через туловище в другое плечо, и возвращали ее обратно. В плечах мишки такое крепление маскировали с внешней стороны пуговицами. Аналогично крепили на веревку нижние лапы.

Набивка мишек

 

При выборе набивочных материалов для мишек также придерживались принципа экономии. Самый экономный вариант набивки – солома, затем идут древесная стружка, опилки и вата, иногда использовали овечью шерсть (очес). Дольше всех в качестве набивки служила древесная стружка, мишки, набитые ею, были достаточно легкими и упругими. Стружку использовали, как правило, для набивки крупных медведей. Мишки, наполненные опилками, были тяжелыми. Со временем проволока, которой крепились диски лап мишек, проделывала в материале значительные отверстия, опилки высыпались, и мишки постепенно теряли форму. Вата имела свойство слеживаться и комковаться. Очес был существенно лучше ваты, но он был довольно дорогим. Со временем, при переходе на массовое производство мягких игрушек, в качестве набивки стали использовать синтетические материалы, например, поролоновые наполнители.

Краткая история Музея игрушки в Москве

 

В видео ниже показан Музей игрушки в 1927 году, это несколько первых минут фильма "Приключения Болвашки", задуманного создателем музея. Целиком этот фильм найти не удалось, возможно он не был завершен. Интересно, что дети в фильме называют Николая Дмитриевича "дядя Музей". "Фигура отца в районе Музея стала необычайно популярна. Редкий ребенок, проходя мимо, не говорил ему: "Здравствуй, дядя Музей, дядя Музей, я к тебе приду". "Приходи, приходи, мы тебя ждем" - отвечал папа" (из воспоминаний А.Н. Изергиной).

Первый музей игрушек в России вырос из частной коллекции игрушек Н.Д. Бартрама и сначала был частным, работал на квартире. Основу экспозиции составляли игрушки, привезенные Николаем Дмитриевичем из этнографических экспедиций и путешествий.

 

В октябре 1918 года музей переехал в помещения особняка Хрущевых-Селезневых на Пречистенке. В экспозицию музея добавились игрушки, конфискованные советской властью из магазинов Москвы, туда же были привезены игрушки детей Царской Семьи из Ливадии.

 

На Пречистенке музей просуществовал до 1931 года. Н.Д. Бартрам организовал при музее техникум, в подвале были мастерские и курсы по созданию игрушки. В одном из залов музея работал детский кукольный театр, дававший по два представления в неделю. Музей стал настоящим культурным центром Москвы, был на втором месте по посещаемости после Третьяковской галереи.

 

В 1931 году, по решению администрации по культуре, музей перевели в Загорск (ныне Сергиев-Посад), там на базе музея был создан научно-исследовательский институт игрушки. Создатель музея не пережил его перевода в глубинку, он считал, что музей создан для детей и их развития, что он должен остаться в Москве. Н.Д. Бартрам скончался в июле 1931 года. Его дочь, А.Н. Изергина переехала в Загорск, преподавала на курсах при музее и писала книги по пошиву игрушек.

 

В 2017 году Музею игрушки в Сергиевом Посаде было присвоено имя Н.Д. Бартрама, музей работает и сейчас, его сайт можно найти в Интернете.

Отрывки из книги А.Н. Изергиной

"Воспоминания о художнике"

 

Значительная часть информации по истории русского мишки почерпнута мной из книги "Н.Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике". Книга вышла в 1979 году, издательство "Советский художник", Москва, 176 страниц, мягкий переплет.

В книге: избранные статьи Н.Д. Бартрама "Кукольный театр", "Детский театр и театр для детей" и "Игрушка"; а также воспоминания А.Н. Изергиной "О моем отце, художнике Н.Д. Бартраме"; воспоминания художников И.К. Стулова, Д.В. Горлова, З.Г. Ивановой, В.Н. Красножен.

 

Наиболее насыщены историческими сведениями воспоминания дочери Н.Д. Бартрама, они написаны легким, емким языком и читаются на одном дыхании. Здесь я приведу несколько отрывков из воспоминаний Анастасии Николаевны, чтобы вы тоже смогли прикоснуться к тому времени и ощутить его сложную и неповторимую атмосферу.

Отрывок из книги

 

Игрушки детей Царской Семьи в Ливадии

Вспоминает А.Н. Изергина

 

Неожиданно и мне пришлось принять участие в пополнении музейной экспозиции. Я вышла замуж и жила в семье мужа в Симеизе, на Южном берегу Крыма. Принесли почту, мне письмо от папы: "Посылаю тебе доверенность на получение в Ливадийском дворце оставшихся там царских игрушек". В те годы поездки в Ялту из-за отсутствия транспорта были довольно затруднительны. На следующий день мы с мужем двинулись в Ливадию. Часть пути сделали пешком, часть на попутной мажаре. Мы очень торопились, чтобы засветло выполнить папино поручение. На перевале еще "шалили зеленые", домой надо было вернуться до темноты.

 

В Ливадии нас привели в небольшую комнату, заставленную комодами и большими шкафами: "Вот, здесь всё, что осталось от Романовых, ищите, что вам нужно, откладывайте, потом составим акт". Остались мы с мужем вдвоем и в первый момент растерялись, открыли с трудом один ящик комода - тяжелый, он полон фарфора, другой - то же самое, третий - бювары, шкатулки, ящички, альбомчики с семейными фото, а из-под них прямо на нас смотрели два медных дула, совсем как у настоящих, на тяжелых лафетах, пушках. Дальше, на гардеробе, мы обнаружили большую шлюпку, в ней парусиновый, казенного образца баульчик с матросской одеждой на большую куклу. Стали искать куклу. Нашли куклу с французской головкой в локонах, но в матросских брюках клеш, тельняшке и бескозырке. В шлюпке, кроме баульчика, лежали сигнальные флажки, нашлись солдатики, лошадь на качалке, еще что-то. Написали акт, упаковали всё в ящик и отправили в Ялтинский порт.

 

Когда в 1922 году я приехала в Москву, в Музее я встретилась с этими игрушками как со старыми знакомыми. Таким путем шло собирание экспонатов в Музее, они дополняли папины коллекции игрушек, складывались в определенные группы, положившие начало будущим отделам Музея.

Отрывок из книги

 

Сухаревка

Вспоминает А.Н. Изергина

 

Каждое воскресенье отец ездил на Сухаревку. Там, около Сухаревской башни, в этот день недели происходила торговля всем, чем только возможно. Ближе к Самотеке был ручной торг, по ту сторону башки, напротив Склифосовского, шли палатки со всякой всячиной, к концу площади размещались палатки антикваров, рядом, прямо на булыжной мостовой, лежали рогожи, на них торговля в развал.

 

Огромная масса людей с первого раза казалась неподвижной, на самом деле она двигалась, завихрялась, останавливалась, создавая пробки, и вновь текла, как огромная людская река. Над площадью стоял гул, прерываемый криками продавцов, свистом и звоном колокольчика на конке, с трудом пробивавшейся через людскую массу. У ворот башни сидели торговки, продававшие рубцы, пирожки с ливером, жареную требуху. Они пронзительными голосами расхваливали свой товар, помещавшийся тут же на жаровне, прикрытый стеганой полой его же собственной душегреи или юбкой.

 

У отца на Сухаревке были свои приятели, знавшие его не один год и всегда оставлявшие для него что-нибудь интересное. Отец собирался, а я смотрела на него умоляющими глазами: возьмет или не возьмет, пустит мама или не пустит?

 

Наконец, понимая, почему я кручусь у него под ногами, отец говорил: 

- Маша, я возьму Станочку?

- Ты с ума сошел, Коля!

- Да ничего страшного. Мы доедем туда на извозчике и обратно так же. Около антикваров народу не так уж много, а в давку мы не полезем.

И мама после необходимых наставлений, нас отпускала.

 

Мы ехали на извозчике, "на самой резвой". Извозчик, периодически дергая вожжи, обернувшись к папе, говорил о своих горестях. Так всегда бывало, и меня всегда удивляло, как просто и легко отец разговаривал с людьми. Думаю, что происходило это потому, что он всегда подходил к человеку бесхитростно, с открытой душой. Уже в конце Сретенки извозчик с трудом продвигался через толпу, крича: "Эй, поберегись!" Наконец мы доезжали до конца площади и, крепко держась друг за друга, брали курс на лавочки антикваров-старьевщиков. 

 

Чего только не было в этих лавчонках! Синие с розами поповские чашки, гарднеровские статуэтки, лубочные картинки, платки, веера, альбомы, рамы, бисерные вещи - всего не перечесть. Отца встречали "за ручку", и тут же из каких-то глубин что-либо вытаскивалось. Отец долго разглядывал поданную вещь, оба они обсуждали ее, вполне доверяя друг другу, затем, большую частью, она перекочевывала к нему в портфель.  После посещения лавок антикваров - старьевщиков мы шли "на развал".

 

Здесь на рогожках товар был сортом много ниже: стеклянные граненые пробки, треснутая старинная посуда, сергиевские "пеленашки", богородские кузнецы, фотографии каких-то дам семидесятых годов, крючки, гвозди, дворянские печати с гербом и тому подобные полу-отжившие вещи. Мы медленно шли вдоль развала, вдруг отец нагибался, точно нырял, и поднимал с рогожи что-нибудь, лишь для него интересное. Это интересное также находило себе место в портфеле.

 

Радостные и довольные мы возвращались домой. На Сухаревке отец умел находить для себя много подходящих вещей. Точно у него на них был како-то нюх! Так, он случайно приобрел старые резные болванки, служившие у кустарей для моделирования игрушек из папье-маше, старинные фарфоровые куколки и много портретов детей, писанных маслом, в последствие, после реставрации, украшавшие стены Музея игрушки.

Отрывок из книги

 

Национализация игрушек из магазинов Москвы

Вспоминает А.Н. Изергина

 

В стране всё находилось в движении. Рушилось старое - воздвигалось новое. Шла национализация банков, заводов, фабрик, торговых предприятий и магазинов. Магазины игрушек тоже подлежали национализации.

 

Как-то утром позвонил папа: "Знаешь, не спал ночь. Мысли замучили. Несутся одна за другой, и всё об игрушках. Такой момент наступил, что сами игрушки в Музей просятся. Игрушечные магазины, склады опечатаны, а за опечатанными дверями витрины, полки, стеллажи, прилавки, полные игрушек. Я должен получить их, объединить с теми, что есть у меня, и открыть Музей! С помещением можно временно устроиться в доме, где я живу. Четырех комнат хватит для начала. Витрины достанем. Сотрудников достанем - студентов, свои научные кадры будут. Посетителей - ребятишек - хоть отбавляй. Есть и всегда будут. Нужны средства, думаю, что музейный отдел Наркомпроса мне не откажет".

 

Решили идти просить. Папе не отказали. Постановление об открытии Музея было подписано. Начался организационный период. Шел девятнадцатый год. Было голодно, холодно. В магазинах на полках стояли уксус и горчица. Из окошек домов выходили черные железные трубы. Фунт хлеба стоил тысячу рублей.

 

Была зима. По заснеженным московским улицам изредка трусил извозчик. Через площадь Свердлова с грохотом проносились трамваи, с замерзшими окнами, битком набитые людьми. По засыпанным снегом тротуарам, по узеньким тропочкам меж сугробов торопились закутанные пешеходы.

 

От огромного здания Мюра и Мерелиза, ныне магазина Мосторга, с темными заледеневшими окнами, вдоль по Петровке двигались сани, на них стояла большая зеркальная витрина. Сани с трудом везли два человека, третий поддерживал витрину сзади. Это были отец, Андрей Яковлевич Чушкин и Иван Иванович Овешков. Наркомпрос ходатайствовал перед Совнаркомом о передаче из закрытого магазина Мюра и Мерелиза зеркальных витрин для вновь создавшегося Музея игрушки. Три человека, объединенные одним желанием открыть Музей игрушки, тянули тяжелый груз. Путь был дальний, на Смоленский бульвар, дом номер 8, где в то время жил отец.

Отрывок из книги

 

Как работать над образом игрушки

Вспоминает А.Н. Изергина

 

Часто во время своих посещений отец читал нам, преподавателям и слушателям, небольшие лекции. Вот одна из них на очень важную для нас, игрушечников, тему: "Как надо работать над образом игрушки".

 

"Ни с чем не сравнимо радостное состояние души человека, когда где-то внутри ее зарождается мысль об образе. Сперва это миг, озаривший тебя, потом он точно вылепляется, принимает конкретные формы, и вот он уже требует от тебя своего реального воплощения в жизнь. С этого момента, как при рождении на свет живого существа, у вас должен возникнуть ряд серьезных вопросов.

 

Первое. Вы четко должны себе представить, для ребенка какого возраста вы будете делать игрушку, чтобы она подошла его внутреннему миру, его детской психике и по форме, и по цвету, и по содержанию. Считайте, что чем меньше ребенок, тем больше может быть дано обобщение формы и цвета.

 

Затем второе: выполняя эскиз, учитывайте тот материал, из которого игрушка будет выполняться на производстве, не насилуйте материал, узнайте его возможности, присматривайтесь к ним, и он сам вам их подскажет.

 

И, третье - знайте хорошо требования производства, то есть построение всего технологического процесса.

 

Когда, наконец, выношенный и выстраданный вами образец готов и вы отдали его производству, не падайте духом, если он предстанет перед вами совсем иным, чем вы его создали. Как правило, на производстве происходит второе рождение вашего детища и оно труднее первого. Вам придется учесть не только все техпроцессы и специфику каждого, но и присмотреться к индивидуальному выполнению мастеров.

 

Но сколько радости, товарищи, и удовлетворения, и даже гордости получите вы, когда, наконец, увидите ваш образец на столе у упаковщика, один как один, и все ваши! Настоящий игрушечник должен обязательно обладать чувством юмора и к созданию образца игрушки подходить радостно и любовно. Это уже залог ее удачи!"

 

Таковы были наставления отца молодым игрушечникам.

О книге А.А. Геннерт

"Изготовление игрушек из ткани"

1926 год

 

И в самом конце истории о начале производства мягких игрушек в России вернемся к книге Анны Алексеевны Геннерт, вышедшей в свет в 1926 году. Мне удалось найти это издание в букинистическом магазине, и теперь я могу показать его здесь и дать краткое описание. Эта книга небольшого формата, в твердом переплете, содержит 106 страниц, рисунки и схемы, поясняющие технологию пошива игрушек. Напечатана в Государственном издательстве "Москва - Ленинград" под редакцией Н.Д. Бартрама. На доставшемся мне экземпляре стоит штамп "Центральная библиотека Юго-Вост. Сов. ж.д." Ниже фотографии обложки книги, оглавления и одной из страниц.

Книга интересная тем, что, скорее всего, она является первым изданием о пошиве мягких игрушек в России. Как мы видим из истории мягкой игрушки, описанной выше, в России технология изготовления мягких игрушек начала зарождаться в начале 1920-х годов. А.А. Геннерт была первым преподавателем изготовления таких игрушек в техникуме, открытом при Музее игрушки в Москве, организованном Н.Д. Бартрамом. Анна Алексеевна преподавала пошив игрушек Анастасии Николаевне Изергиной, которая впоследствии развила эту тему и написала более углубленные книги по ней.

 

В этой книге 1926-го года еще нет информации по пошиву мишек, нет выкройки мишки (выкройки приложены к книге на больших листах в конце, в виде вкладыша, но от времени они сильно истерлись и очень хрупкие). Выкройка медведя появится позже, в книгах А.Н. Изергиной. Зато мы можем узнать, из каких материалов шили мягкие игрушки во время написания этой книги. Вот отрывок про материалы:

 

"Бязь - она должна быть небеленая, тонкая, ровная и плотная. Такая бязь очень хорошо окрашивается и великолепно держит форму. Слишком мягкая и тонкая ткань не так хороша, потому что сквозь нее выступят все выпуклости от опилок, и поверхность будет шероховатая.

 

Бумазея - обычно употребляется для шитья животных. Чем плотнее и чем лохматее бумазея с изнанки, тем лучше. Плотная бумазея лучше держит форму, и длинный ворс дает подобие шерсти. Бумазею можно купить белую и серую для зайчиков и кошек, белую, рыжую или черную - для собак, лошадей, коров и т.п.

 

Сукно - для шитья животных. Хотя сукно и не имеет длинного ворса, зато исключительно правильно держит форму игрушки. В заграничных мягких игрушках даже куклы и их лица делаются из сукна. 

 

Плюш - замечательно хорош для шитья животных, медведей и т.п., но он очень труден в работе, и для начала лучше им не пользоваться.

 

Ситец - цветной и пестрый для платьев.

 

Лоскут - есть специальные магазины, где лоскут продается на фунты. Вообще, надо собирать всевозможные лоскутки, остатки материй и обрезки: батиста, шелка, бархата и прочее. При шитье кукол это очень пригодится. Лучше яркие цвета, потому что они дают игрушке веселую нарядность. Яркий ситец крупными цветами идет на головные платки, мелкими цветами на сарафаны и т.п. Кусочки сукна и бархата идут на шапки, валенки, обувь. Образки отделок - кружев, галуна, перьев, аграманта - все пригодится и пойдет в дело.

 

Мех - его кусочки очень оживляют игрушки. Особенно хорош настоящий или поддельный барашек для головы негра или для исполнения собаки, пуделя, у которого голова, уши и перед курчавый, а задняя часть туловища выстрижена и гладкая черная. Мех очень хорош для отделки кукольных зимних костюмов. Дешевле всего купить у скорняка заячьи и беличьи обрезки меха. Также необходимы беличьи хвостики для игрушек, изображающих белок.

 

Кожа - собирайте для игрушек всевозможные кусочки кожи, они подойдут для обуви, для носов собак, коров, для копыт лошади и т.п. (особенно для этого хороши лаковые кусочки). Кожа применяется еще и для ошейников собачкам. Обрезки кожи можно купить или променять на игрушки у сапожников и особенно у заготовщиков.

 

Чулки - старые чулки идут не только куклам на чулки, но если их покрасить в подходящий цвет, очень хороши для обтягивания кукольных лиц. Затем из чулок или полосатых носков очень хорошо можно сделать для кукол фуфаечки и шапочки, а также костюмы для лыжников и спортсменов.

 

Кроме ткани, меха и кожи для игрушек нужны следующие вещи:

 

Опилки - для набивания игрушек, продаются на дровяных складах. Надо выбирать опилки мелкие, не сорные, сухие и не смолистые. Если опилки сыроваты, их надо хорошо просушить и держать в мешке в сухом месте.

 

Стружки - такие, какие употребляются для упаковки яиц и хрупких вещей. Они употребляются для набивки крупных животных. Стружки продаются в яичных лавках или в специальных магазинах. Хранить так же, как опилки.

 

Вата - белая и пушистая (не гигроскопическая), а лучше шерстяная, во всяком случае которая при набивке не сваливается стразу в комочек.

 

Глаза - искусственные продаются гроссами, т.е. по двенадцать дюжин. Они представляют из себя короткую проволоку, на концах которой прикреплено по одному глазу. Их иногда можно заменить крупным бисером или пуговицей от башмаков".

 

В качестве примечания к тексту нужно отметить, что эта книга была направлена на обучение учащихся трудовых школ, которые затем будут осваивать серийное производство игрушек или другие ремесла, например, моделирование одежды и швейное дело, а также предназначалась для работников небольших игрушечных артелей.

 

Всего в серии книг "Своими руками" под редакцией Н.Д. Бартрама были изданы книги по тематикам (по мере усложнения изготовления игрушек):

  • "Картонажные игрушки" Е. и М. Быковских;
  • "Игрушки из ткани" А. Геннерт;
  • "Игрушки из бумаги, папье-маше" И. Галкин;
  • "Столярная игрушка" А. Чушкин;
  • "Резная скульптурная игрушка из дерева" А. Чушкин.